О юридическом делении карты:
1. Есть королевства и герцогства (+ графства-провинции) + пол-империи в виде Византии (по факту обычное королевство, но с некоторыми плюшками). Забавно, что провинции одного герцогства могут принадлежать разным королевствам.
2. Владение титулом не даёт никаких претензий на провинции (дальше КБ), которые в него юридически входят. Бонусов к добровольной вассализации оно также не даёт.
3. Есть титулярные королевства (Сельджуки, Половцы, Нубия) и герцогства (Печенеги, Мордва).
4. По размеру королевства бывают всех видов: маленькие (~10 провинций. Болгария, Грузия, Уэльс), средние (~20 провинций. Польша, Венгрия, Финляндия) и большие (~50 провинций. Русь, Византия, Хазария, Германия).
5. Есть провинции, которые не входят ни в одно герцогство. (Готланд).
О Геймплее:
1. Самый важный параметр - badboy (репутация, дальше ББ). Высокий ББ, внезапно, даёт ежемесячный штраф к лояльности собственный вассалов! Так что не надо кушать слишком много и быстро, если не хотите, чтобы ваше государство не разорвали на кусочки изнутри.
2. ББ начисляется за аннексию провинций, узурпацию титулов (никогда не узурпируйте королевства, да и герцогства не стоит!), фабрикацию претензий.
3. ББ не начисляется за добровольную вассализацию, наследовании территорий и провинции, аннексированные вассалом (важно, вассал должен сам подписать мирный договор, по которому он забирает провинцию. Если это сделаете вы, то ББ начисляется вам).
4. ББ не снимается за потерянные вами или вашими вассалами провинции (не важно, каким образом), а также за отделившихся вассалов. ББ снимается только с течением времени (причём довольно медленно).
5. Против иноверцев у вас всегда есть КБ. Против единоверцев КБ можно довольно дёшево сфабриковать за престиж.
6. Кстати, ресурсы те же, что и во второй части: золото, благочестие и престиж.
7. Из религий присутствуют католицизм, православие, ислам (без подразделения на шиитов и суннитов), иудаизм и язычество. Ересей нет (вообще есть, но как один из многочисленных эффектов провинций).
8. С точки зрения КБ католики и православные единоверцы!
9. В отличие от второй части, в игре присутствуют сословия: крестьяне, горожане, дворяне и духовенство. Чем лояльней сословие, тем больше от него плюшек!
10. Миссионеров нет. Религия провинции меняется только через события. Как и культура, кстати.
11. Есть параметр стабильность. Я так и не разобрался, на что он влияет (похоже, на скорость снижения ББ, но это не точно). Меняется она только через события.
12. Флота нет. Можно транспортировать войска по морю, заплатив единоразово определённую сумму.
13. Можно объявлять войну вассалу, не объявляя её сюзерену (впрочем, он скорее всего вступиться за вассала).
14. За одну войну можно хапнуть столько провинций, сколько вы оккупировали (против иноверцев), на какие у вас есть КБ (против единоверцев).
15. Добровольно вассализировать можно любого единоверца, который ниже вас по рангу.
16. Играбельны только феодалы-христиане! За язычников, мусульман, иудеев, теократию и республики играть нельзя!
17. Если чего-то запороли, то сэйвы можно легко отредактировать даже блокнотом!
18. Монголы - читеры. Постарайтесь задавить из в зародыше.
19. В отличие от второй части - игра до сих пор платная!
О конвертинге в EU2:
1. Все вассалы-герцоги становятся вассальными государствами. Если у вас таковых нет, то всё равно один из ваших вассалов станет вассальным государством.
2. Не все государства из CK есть в EU2. При конвертинге их территории распределяются между государствами, имеющим ту же культуру.
3. Если ни один ваш вассал не имеет соответствия в EU2, то все ваши территории остаются у вас, без посредника в виде государства-вассала.
4. Иудаизма в EU2 нет. При конвертинге он преобразуется в суннизм.
5. Если до конвертинга у провинции в CK не было построено крепости, то и в EU2 она не появится.
6. Торговые центры создаются по какому-то безумному алгоритму. Ситуация, когда куча центров расположена рядом и перекрывает друг друга - обычное дело.